главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Папа римский призвал католиков не стремиться к совершенству



Цель жизни каждого христианина – спасение души от греха, смерти, дьявола, освобождение от вечных посмертных мучений и наследование Царства Небесного. К этому призваны абсолютно все православные христиане. В этом смыл их жизни, трудов, подвигов и страданий. И эта тема занимала святителя Феофана Затворника всю жизнь.

Практически все его писания раскрывают один и тот же вопрос – как спастись, как обрести путь ко спасению. Курс лекций по нравственному богословию, прочитанный им в Петербургской духовной академии, лег в основу известнейшей книги святого «Путь ко спасению».

«Весь путь христианской жизни, – пишет блаженнопочивший митрополит Иоанн (Снычев), – святитель изображает как „веру с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией". В христианской жизни можно выделить три степени: следуя св. Дионисию Ареопагиту, святитель выделяет „обращение к Богу", „очищение или самоисправление" и „освящение"… Святитель Феофан настаивает, что „существо христианской жизни состоит в Богообщении о Христе Иисусе, Господе нашем",… а не в нравственной исправности, как бы широко ее ни понимали. „Регулярность в делах, установляемая холодным рассудком, исправность, степенность и честность в поведении еще не суть решительные указатели, что шествует в нас истинно-христианская жизнь". Непонимание этого не просто ограничивает, а даже „больше всего может вводить в обольщение". Истинно христианская жизнь не есть „жизнь естественная", а жизнь „благодатная". Если человек желает начать жить по-христиански, то он в первую очередь должен „взыскать благодати". В противном случае духовная жизнь пойдет по пути самопрельщения».

Папа римский Франциск придерживается на путь ко спасению иной точки зрения. Повторяя положения из протестантской теологии, он призывает своих последователей к возделыванию добродетелей падшего человеческого естества. Его наставление содержится в новом «апостольском послании» под названием «Возрадуйтесь и ликуйте».

В этом документе папа Франциск подчеркивает, что не пытается дать определение святости или указать пути к ней. Он лишь указывает, что хочет еще раз напомнить призыв «церкви» к почитанию истинной, незаметной и повседневной святости и праведности, которая может быть найдена в самом скромном из наших соседей. Это так называемый «средний класс праведности», который проявляется в любви мужа к жене, в любви кроткой матери, наставляющей свое дитя, в честном и добросовестном труде работника, и во множестве других повседневных и неброских проявлений святой праведности. Бергольо подчеркнул в послании, что полное святое совершенство не нужно и недостижимо.

Для данного суждения папы очень характерно акцентирование внимания именно на человеческой стороне пути ко спасению. Акцент слишком сильно смещается к чисто человеческому подвигу. Божией благодати и подлинной святости здесь места нет.

Между тем, истинная духовная жизнь без благодати, без правой веры невозможна. Еще более решительно, чем святитель Феофан Затворник, об этом высказывается святитель Игнатий (Брянчанинов): «Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад… Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: Вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без них она мертвая, как лишенная всякого движения. И напротив того, Вы найдете, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца – воспрещены, отвергнуты!».

Но именно к этим порывам и призывает своих последователей папа, называя это «средний класс праведности», вводя понятие, неизвестное святоотеческой традиции, опуская духовную планку своих почитателей, слушателей и читателей... 

Источник: Дух христианина






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.