главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

История распространения секты «истинных христиан» в Карелии



Это религиозное течение называют по-разному: ушковайзет, хеххулиты, ойкие криститту, т.е. истинные христиане, лестадиане, секта подобная штунде, шальные верующие, тропарщики, фарисеи. Оно проникло в Карелию в середине 1870-х годов из Финляндии. Основателем лестадианства, как одного из направлений в лютеранстве, считается Ларе Леви Лестадиус (1800–1861) – шведский проповедник "возрождения христианской этики и морали", деятельность которого была в значительной степени связана с саамским населением северной Швеции. 

В настоящее время эта секта распространена так же в Норвегии, Северной Америке и России. Небольшие общины есть так же в Эстонии и Латвии. Общая численность лестадиан на данный момент – около 200 тысяч человек, из которых более половины проживает в Финляндии. 

М. Витухновская в своей книге (Российская Карелия и карелы в имперской политике России, 1905–1917, с.113) дает такое описание: 
    "Статус лестадианцев внутри самой Финляндии был довольно сложным, ибо, с одной стороны, они принадлежали к лютеранской церкви и строго соблюдали все церковные каноны, а с другой – многие стороны учения лестадианцев отличались слишком большой самостоятельностью. 
   С точки зрения лестадианцев, официальное лютеранство всё же было мертвой религией, и лишь они и их сторонники могли рассчитывать на загробное спасение. 
   В России же это движение незамедлительно получило название секты и в соответствии с этим было подвергнуто суровому преследованию. Особенно настораживало российские власти то, что лестадианцы не требовали от своих последователей непременной принадлежности к лютеранской вере – представители любой христианской конфессии могли примкнуть к этому движению, соблюдая определенные его требования. В основе лестадианской веры лежало строгое следование законам христианской морали и нравственности, и человек, сознательно исполняющий все предписания учения, считался истинно верующим. 
    Лестадианцы обнаружились в крупнейшем селе Беломорской Карелии Ухта в середине 1870-х годов. Сначала власти подозревали, что "сектантскую заразу" занесли финские плотники, но позже выяснилось, что учение принесли в Ухту карельские коробейники, Григорий Богданов и Семён Пяллиев, а следом за ними еще несколько человек, которые и распространили его достаточно широко. Уже через три месяца в Ухте насчитывалось до 500 последователей "секты", а село Войница (Vuonninen) находилось чуть не целиком под влиянием нового учения. 
   Карельские лестадианцы участвовали в собраниях, на которых, по свидетельствам местных властей, читалась по-фински Библия с последующими комментариями по-карельски, произносились проповеди, пелись псалмы, а в завершение каялись и в ходе экзальтированной групповой молитвы впадали в транс. Лестадианцы, кроме того, – и это особенно настораживало светские и церковные власти – не признавали ни икон, ни креста, ни постов, а право исповедовать признавали за каждым из истинно верующих". 

История этой секты описана и в других источниках: 
– Шикалов Ю. Карельские хиххулиты – лестадианство в Беломорской Карелии в конце XIX - начале XX века//Православие в Карелии. [Материалы 2-й международной научной конференции, посвящённой 775-летию крещения карелов]. Петрозаводск, 2003, с.137-149 
– Изюмов Василий. Сектанты в с. Ухте Кемского уезда//Архангельские епархиальные ведомости, 1906, №16, с.476 
– М-в А. Секта "Ушковайзет"//Архангельские епархиальные ведомости, 1896, № 11, с.327 
– Из Кемского уезда. Секта "Ушковайзет"//Архангельские епархиальные вести. 

Процитируем последний документ целиком: 
    Нам сообщают, что сектанты "Ушковайзет" в приходах Ухтинском и Вокнаволоцком Кемского уезда не оставляют своих заблуждений и стараются всеми мерами распространять свои лжеучения и совращать в свою секту православных... 
    По учению сектантов для достижения спасения достаточно одной веры. Веруй во Иисуса Христа, говорят они, и спасёшься. Истинно верующие только те, которые принадлежат к секте Ушковайзет, а прочие все, не принадлежащие к секте, - идолопоклонники и антихристы. 
   Сектанты прежде всего не признают таинства священства Православной Церкви. По учению сектантов, слова Спасителя, обращенные к Апостолам: шедше убо научите вся языки (Мф. XXVIII, 19) и имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. XX, 23) относятся одинаково к каждому верующему и потому всякий из сектантов имеет право и обязанность проповедывать, как Апостол, и каждый из них имеет Духа Святого (Деян. II, 17). Таинство покаяния в Православной Церкви, обязывающее грешника исповедывать свои грехи пред о. духовным, сектанты заменяют исповедыванием своих грехов пред своими сектантами применительно по их пониманию к словам Апостола Иакова: признавайтесь друг пред другом в проступках (Иак. V, 16). Сектанты особенно стараются внушать православным, чтобы они не ходили на исповедь. Что пользы, говорят они, в покаянии? после исповеди ведь снова будете грешить. 
   Сектанты не почитат Святых угодников и Святых Апостолов, Святых мощей и Святых икон, не соблюдают постов и не изображают на себе крестного знамения. 
   Святые угодники такие же люди как и мы, говорят сектанты; если они спаслись, то и хорошо, а мы сами спасаемся каждый чрез свою веру. 
   Святые иконы, по учению сектантов, – идолы. 
   Постов не соблюдают сектанты потому, что, говорят они, входящее в уста не сквернит человека (Мф. XV, 11). Если Иисус Христос постился, то Он 40 дней не пил и не ел; а мы не можем так поститься, значит и не нужно, а что касается того, что Апостолы постились (Деян. XIII, 23; XXVII, 9, 2 Кор. VI, 5; XI, 27), то у них пост состоял не в перемене скоромной пищи на постную, а в скорби и сокрушении сердца. 
   Крестного знамения сектанты не изображают на себе потому, что об этом не сказано ничего в Евангелии. 
   Вообще сектанты говорят, что для верующаго в Иисуса Христа не нужно никаких предписаний закона и никаких постановлений о таинствах и обрядах, а также не нужно устраивать и храмов (Деян. VII, 48; Иоан. IV, 22–24). 
    Сектанты называют себя именами: ушковайзет, что значит с финскаго языка (тоже и корельскаго) – верующие, и ойкие криститту, т.е. "истинные христиане", а православные соседи зовут сектантов: вилли ушковайзет, т.е. шальные верующие. Православных сектанты называют словами: паканат, т.е. язычники, иэпяюмалайзет, т.е. идолопоклонники. 
   Всех сектантов (явных) в настоящее время насчитывается в двух приходах, Вокнаволоцком и Ухтинском, до 25 человек (на 7 тысяч приходского населения). 
   Лжеучение в Архангельской епархии впервые появилось в 1876 г. в Ухтинском приходе, куда занесено было из Финляндии четырьмя финляндцами плотниками. 

Современные адепты этого лжеучения стремятся придерживаться якобы раннехристианского стиля жизни, с элементами аскетизма и экстатичности. Они не признают современных технических средств, выступают против ограничения рождаемости и все являются радикальными трезвенниками. Интересно, что являясь категоричными в вопросе распития алкогольных напитков, лестадиане лояльно относятся к вопросу курения. Согласно историческим данным, сам Лестадиус был заядлым курильщиком. Современные лестадиане объясняют это тем, что тогда люди не знали о вреде здоровью, который наносит курение, поэтому этот вопрос не стоял так остро. 

На сегодняшний день курение так и не определяется как грех, хотя просветительские беседы на эту тему ведутся. Членство в профсоюзах и партиях, а также любое выступление против существующей власти, считается грехом. В отношении нарушителей запретов предусмотрена особая система взысканий... 

В отличии от многих других ривайвелистских движений, лестадианство никогда не отделялось от официальной "церкви". Подобная ситуация сохраняется и до сих пор – когда ультра-консервативные общины лестадиан входят в либеральные лютеранские деноминации Скандинавии. На данный момент лестадианство, как и многие другие секты, раздроблено, имеет три основных направления. В летний период происходят общие съезды лестадиан, на которые собираются около 70 000 человек. 

Источник: Правовой центр. Сектоведение 
http://www.raskolu.net/





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.