главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Почему православному христианину нельзя быть экуменистом (основание седьмое)


Смотри: начало; осн.1; осн.2: ч.1, ч.2ч.3осн.3осн.4осн.5 осн.6


ОСНОВАНИЕ СЕДЬМОЕ: 
ЭКУМЕНИЗМ ПОЛЬЗУЕТСЯ МЕТОДАМИ  ЕРЕТИКОВ И НЕ ИЩЕТ СОЗДАННОГО
ХРИСТОМ ЕДИНСТВА ИСТИННОЙ ВЕРЫ
 
А) ЭКУМЕНИЗМ ЕРЕТИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ
ОТБИРАЕТ ТЕКСТЫ ИЗ СЛОВА БОЖИЯ
 
 Как было подчеркнуто во втором основании, экуменизм – это ересь, искажающая Православное учение о Церкви. Примечательно, что ересь экуменизма проявляется и в методах.
Слово «ересь» происходит от греческого глагола «αιρεομαι», который означает «выбирать». Еретики всех времен создавали свои лжеучения, выбирая нужные им отрывки из Священного Писания и игнорируя другие, опровергающие их ересь, священные тексты. По мнению свт. Иоанна Златоуста, множество ересей и неправильных мнений возникло именно вследствие подобных злоупотреблений Словом Божиим. Вот что он говорит: «Не достаточно сказать о чем-нибудь, что оно написано в Писаниях, и не должно прямо, выхватывая слова и отрывая члены от тела богодухновенных Писаний, брать их отдельно и без взаимной их связи и произвольно и безотчетно искажать их. Таким образом вошли в нашу жизнь многие неправые мнения, по действию диавола, который научает людей безпечных превратно толковать заключающееся в Писаниях и, прибавляя или убавляя, помрачать Истину» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900. T. VI. Кн. I. С. 445). Издревле и до сего дня методы еретиков остаются неизменными: они отбирают лишь угодные им тексты, не принимая во внимание обличительные для них.

Так поступают и экуменисты. Они берут некоторые священные тексты (например, 21-й стих 17-ой главы Евангелия от Иоанна), но не ищут добросовестного толкования смысла слов о заповеданном Богом единстве верующих. Одновременно они намеренно замалчивают ряд других священных текстов (например, 51-й стих 12-ой главы Евангелия от Луки, 10-й стих 3-ей главы Послания св. ап. Павла к Титу, 10-й стих 1-ой главы Евангелия от Иоанна), где разделение прямо предпочитается небоугодному единству.

Да будут все едино (Ин. 17, 21), – лозунг экуменистов. Этими евангельскими словами они стараются придать авторитет и привлекательность своему «грандиозному» плану объединения разномыслящих, не требуя от них догматического единомыслия в истинной вере.

Но почему же они не ссылаются на 9-й стих из той же Первосвященнической молитвы Спасителя, откуда видно, что слова да будут все едино относится не ко всем людям вообще, а лишь ко всем истинно верующим в Него? О них именно молился Господь, чтобы они не отступили от Истины, но составляли бы одно нерушимое единство вместе со всеми верными Ему людьми всех времен, – следовательно, и со всеми будущими поколениями, которые будут исповедовать Истину. Вот собственные слова Христа: Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне. <...> Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Там же, 9, 11). Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино (Там же. 17, 20–21). Из этих слов Спасителя ясно, что лишь право верующие во Христа составляют истинное единство. Еретики же не могут входить в это созданное Христом единство.

Еще выразительнее объясняет Спаситель, какое единство имеет Он в виду, говоря: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Там же, 21). Для единства верующих во Христа образно указано то идеальное единство, которое существует между Сыном, воплощенной Истиной (см.: Там же. 14, 6), пришедшим свидетельствовать об Истине (см.: Там же. 18, 37), Отцом, Который есть Истина (см.: Иер. 10, 10), и Святым Духом – Духом Истины (см.: Ин. 15, 26). Все три Ипостаси Божественной Троицы суть едины, ибо все Они суть Истина. Отсюда следует, что и верующие могут быть едины только во исповедании Истины. Вне Истины не может существовать подлинного единства, но лишь фиктивное единение.

Как прекрасно говорит свт. Анастасий Синаит, Патриарх Антиохийский († 599 г.): «Начало Твоих словес, Христе, есть Истина, или, точнее, Сам Ты, Бог Слово, истинная Истина, действительно рожденный от Отечественной Истины, – Ты Сам еси Истина, и всем, возлюбившим Твою Истину, Ты обещаешь послать Духа Истины, говоря: „Когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую Истину“ (Там же. 16, 13)» (Migne, PG. Т. 89. Col. 39).

Вот в какой Истине нам велено объединиться! А ВСЦ (экуменическая организация «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.) ищет объединения вне Истины, ведя тем самым своих сторонников не к спасительному единству во Христе, а к вечной погибели!

Экуменисты тщательно избегают цитировать слова Спасителя к Богу Отцу: Освяти их Истиною Твоею; слово Твое есть Истина (Ин. 17, 17), ибо в них подчеркнуто, что непременным условием единства является Истина. Блаж. Феофилакт так толкует эти слова: «Сохрани их в правоте слова и догматов. Наставь и научи их Истине. Ибо святость состоит в хранении правых догматов» (Блаж. Феофилакт. Благовестник. СПб., б. г. С. 721–722).

А вот как преп. Симеон Новый Богослов понимает единство верующих во Христа и единство Христовой Церкви, которая есть Его тело: «Все святые суть воистину члены Христа Бога <...> и соединены с телом Его, так что Христос есть Глава, а все, от начала до последнего дня, святые – члены Его, и все они в совокупности составляют единое тело и как бы одного человека». Приведя все упомянутые нами слова Христа из Его Первосвященнической молитвы (см.: Ин. 17), преп. Симеон заключает: «Господь дает нам обетование, что, если хотим, Он будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое единение Сам Он имеет с Отцом по естеству, <...> ибо, единожды соделавшись сродным нам по плоти и нас сделав причастниками Божества Своего, Он тем самым соделал нас всех сродниками Своими» (Св. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 383–386).

Правда, в Церковь Христову входят и грешники, но они ее не оскверняют, а сами исцеляются в ней. Если они хотят исцелиться, то остаются в теле Церкви. Если же упорствуют и смерть застает их нераскаянными, они отпадают от тела Церкви. Поэтому прав преп. Симеон Новый Богослов, говоря, что святые (т. е. праведники и исцелившиеся грешники) составляют тело Христово. Одни только еретики отсекаются от него как не послушавшие Церкви (см.: Мф. 18, 17).

Это не значит, что еретики не могут вернуться в Церковь Христову. Отказавшись от ереси и покаявшись, они могут войти в нее как обновленные члены тела Христова. Но если будут упорствовать в своем заблуждении до конца, они останутся вне тела Церкви, ибо ереси подобны злокачественным опухолям, которые Святые Отцы силою Святаго Духа на Вселенских и Поместных Соборах отсекали от тела Христовой Церкви.

Все эти злокачественные опухоли в нашу эпоху экуменизм старается объединить с Православной Церковью в одно «экуменическое» (лжевселенское) тело, которое не есть Христово, но, очевидно, антихристово. Мало того – экуменизм пытается ввести интеркоммунион, т. е. причащение из одной чаши всех деноминаций ВСЦ без их предварительного очищения от ересей. Подобное «причащение» есть вопиющее кощунство над величайшим Таинством Святой Евхаристии, в котором совершается истинное соединение со Христом лишь правильно верующих в Него и живущих сообразно этой правой вере. Об этом преп. Симеон Новый Богослов пишет, что Христос, подавая нам Свою Плоть и Кровь в Пречистых Тайнах, «сим способом общения делает нас едино с Самим Собою».

Итак, из приведенных нами текстов явствует, что рассматриваемое единство относится не ко всем лицам, а лишь к истинно верующим во Христа. Несмотря на эту очевидность, ВСЦ силится навязать свое ошибочное понимание, будто все «христиане» т. н. «церквей» могут и должны объединиться в его всеобъемлющем лоне как «верующие во Христа».

В связи с этим закономерен вопрос: достаточно ли веровать во Христа, не уточняя, как веруешь в Него? Ведь книжники и фарисеи тоже веровали в то, что однажды на землю придет Мессия, и ожидали Его пришествия. Однако их вера была настолько искаженной – в сравнении с верою святых апостолов Христовых, – что во имя своего воображаемого «мессии» они отреклись от истинного Мессии и предали Его на распятие (см.: 1 Кор. 2, 8). Разве при такой неправильной вере в Мессию возможно было бы включить их в единство Христовой Церкви?! Но были и иные книжники и фарисеи: Никодим, Гамалиил, Савл и прочие, а также некоторые иудейские начальники (см.: Ин. 12, 42) и священники (см.: Деян. 6, 7), которые уверовали в Мессию так, как верили Христовы ученики. Все они были единодушны со святыми апостолами и вошли в Христову Церковь. Не имевшие же в сердцах своих объединяющей истинной веры во Христа остались за бортом этого спасительного корабля.

Б) ЭКУМЕНИЗМ НЕ ИЩЕТ 
ЕДИНСТВА В ИСТИННОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ
 
Господь Иисус Христос создал истинное, богоугодное и навечно скрепляющее единство в Своей Церкви. Оно достигается принятием с полной верой всех открытых Им нам догматических и духовно-нравственных истин. Искренне ищущие этого единства могут обрести и осуществить его, покоряясь вере (см.: Деян. 6, 7), однажды преданной святым (см.: Иуд. 17, 3), и потому малейшее уклонение от богооткровенной веры отделяет от богоустановленного единства.

Отчего же Святая Православная Церковь молится за каждым богослужением на Великой ектенье «о благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех»? Конечно, она молится не о ересях, навсегда отсеченных от Христовой Церкви, ибо они никак не могут быть названы «святыми Божиими церквами». Прошение Великой ектеньи имеет иной смысл – призывать нас к молению о братском единении святых Поместных Православных Церквей <…>.

Что же касается отпавших от Православной Церкви еретиков и раскольников, их соединение с нею может мыслиться только как возвращение к истине, как присоединение к Православию. В своих богослужебных песнопениях Православная Церковь показывает, как надо понимать «соединение церквей». Так, например, в службе святому Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Безплотным Силам (8 / 21 ноября) в 1-й песне второго канона читаем: «Да возвеселимся со Ангелы днесь, человецы, духовне в радости: Гавриил бо паки ныне благовествует Церквей соединение и низложение всякия противныя ереси в памяти Архистратигов». Следовательно, объединение в Православной истине является плодом не компромиссов в вере, а отречения от всякой ереси, противной истинной вере. В Великом Требнике, богослужебном сборнике, употребляемом во всех Поместных Православных Церквах, ясно указано, каким образом должно совершаться присоединение к Православной вере обращающихся в нее инославных верующих – путем отречения от соответствующих ересей и заблуждений через утвердительные ответы на вопросы, которые ставят им православные священнослужители.

Употребляемые часто экуменистами Христовы слова да будут все едино (Ин. 17, 21) вовсе не означают, что в будущем из существующих заблуждений синкретическим способом должна образоваться некая новая «экуменическая церковь». Из филологического анализа выражения «Да вси едино будут» (в греческом оригинале – «iua pautez euwoi») явствует, что речь идет о пожелании в настоящее время (conjunctivus praesentis) и его нельзя переводить и толковать в будущем времени (futurum). Буквальный перевод гласит: «Дабы все были едино», т. е. пусть все верующие стремятся преодолевать препятствия к поддержанию единства в Православии. Это значит, что каждый верующий православный христианин должен стараться – в какое бы время он ни жил и в какой бы исторической обстановке ни находился – быть единым с Христовой Церковью, присоединяясь к исповедуемой ею Православной истине, т. е. к вере, однажды преданной святым (см.: Иуд. 1, 3), или, по выражению блаженного Феофилакта, «к правым догматам».

Такое единство в правой вере создано Самим Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Оно существовало на протяжении всех веков, начиная со святых апостолов и до наших дней, и будет существовать до конца мира. Оно совершается в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Оно есть Божие дело. Люди должны лишь содействовать ему, пребывая в полном послушании Церкви (см.: Мф. 18, 17) и в покорности истине (см.: 2 Кор. 13, 8; Гал. 3, 1). Среди смиренных Своих чад Бог творит чудо единения и единомыслия. Недаром Господь Иисус Христос молился Своему Небесному Отцу, дабы Он охранял верующих от разъединения, так чтобы все были едино (см.: Ин. 17, 20–21). Призыв Спасителя о единстве Церкви обращен не к земным организациям (вроде «Всемирного совета церквей»), ибо нельзя от разномыслящих ожидать созидания единомыслия, при том такого, какое существует в лоне Пресвятой Божественной Троицы; нельзя от непослушных Церкви ожидать созидания Богоугодного единства.

Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве вовсе не имеет в виду достижение единства между православными христианами и современными им еретиками, каковыми изобилует ВСЦ, объединивший около 300 исповеданий. Не об этом механическом лжеединстве молится Христос.

Христос, правда, говорит: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и Один Пастырь (Ин. 10, 16). Но говорит Он это не о еретиках, которые были раньше во дворе Церкви, но самовольно покинули его и уже не хотят вернуться (ср.: 1 Ин. 2,19). По толкованию Святых Отцов, Христос говорит о язычниках, о неуверовавших вообще. Он их также приведет, т. е. введет их во двор Своей Церкви, ибо это люди, которые будут веровать не иначе, а так, как апостолы их научат.

Еретики стоят спиной к истине, а язычники обращены к ней лицом. Они ищут истину, тогда как еретики полагают, будто обладают ею и потому не ищут ее. Конечно, еретики, если захотят, могут вернуться во двор Церкви, но лишь путем искреннего покаяния и отречения от своей ереси (по чину Великого Требника). Но тогда они уже не будут еретиками, так как отвергнут свою еретическую веру и облобызают церковную веру, т. е. Православную веру Святых Апостолов и Святых Отцов Церкви.

Только таким способом уверовавшие во Христа иудеи и уверовавшие во Христа язычники, как и возвратившиеся в Церковь еретики, могут пребывать в одной овчарне и составлять едино стадо под Единым Пастырем – Христом.

Экуменисты злоупотребляют словами Христа об одном стаде и Одном Пастыре. Это одно стадо они представляют себе как всеобщее – включающее в себя и овец, и волков, т. е. и православных, и инославных. Более того – они даже мечтают о едином человечестве и трудятся над ним не в духовном, а в чисто секулярном и политическом смысле.

Данное стремление чуждо Евангельскому учению. Сам Спаситель решительно отвергает такое ошибочное понимание, говоря, с одной стороны, об одном стаде (см.: Ин. 10, 16), а с другой стороны, исключая из него неуверовавших иудеев, которым Он прямо говорит: вы не из овец Моих (Там же, 26). Но раз они – не из Христовых овец, то они из другого стада и, следовательно, принадлежат другому пастырю (ср.: Там же. 8, 44).

Итак, предельно ясно, о каком стаде и Пастыре говорит Спаситель. Это стадо – едино, ибо объединено единой правой Верой, одними Таинствами, одной иерархией (см.: Еф. 4, 5). Это стадо – едино, ибо покоряется Единому Пастырю душ (см.: 1 Петр. 2, 25) – Богочеловеку Христу, Искупителю душ наших (см.: Там же. 1, 19). Оно едино, ибо собрано в единой овчарне Истины – Православной Христовой Церкви.
 
Однако это созданное Богом единство всегда подвержено угрозе духовного разъединения, внушаемого врагом человеческого спасения. Разъединителями оказываются лжепророки, приходящие якобы во имя Христово. Они говорят о «церкви», а думают лишь о том, как бы вывести верующих из истинной Церкви. Хотя они внешне и проповедуют Христа, однако внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15). Потому не надо идти за ними, памятуя предупреждение Спасителя: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Там же. 24, 4).

Святые апостолы тоже предупреждали верующих, что среди них появятся лжеучители, которые введут пагубные ереси (2 Петр. 2 ,1; ср. Иуд. 1, 17–18). Святой апостол Павел говорит эфесским пастырям: Я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29–30). О них же свидетельствует и святой апостол Иоанн Богослов: Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1 Ин. 2, 19). По словам Спасителя, все это есть дело сатаны (см.: Лк. 22, 31).

Как же должны вести себя истинные Христовы последователи ввиду этих постоянных усилий диавола разъединить их? Они должны бдительно блюсти истинное единство, созданное Христом Спасителем, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Этот апостольский совет обращен и к нынешним православным христианам. Мы призваны не творить единство, а сохранять его как уже созданное и завещанное Христом всем грядущим поколениям. Если же мы начнем созидать единство, то нам придется признать, что его до сих пор не существовало. Мы, следовательно, отрекаемся от уже созданного Христом единства всех истинно верующих в Него людей и, соответственно, будем обличены фактами церковной истории, которые тысячеустно неопровержимо свидетельствуют о том, что Святая Православная Церковь со своего основания и доныне пребывает единой, как едины в вере все ее истинные чада – святые мученики, подвижники, святители, исповедники истины, жившие в течение всех веков ее существования.

Господь Иисус Христос создал дивное единство – единство в правой вере, о чем апостол Павел пишет: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания: Один Господь, одна вера, одно крещение (Там же, 4–5).

Экуменисты, творя ныне свое новое «единство», разрывают единство, созданное Христом Спасителем. В результате разноверные собираются в некое механическое «единство», а среди православных наступает разделение: одни защищают экуменизм, другие отвергают его. Что приобретает Святое Православие? Не инославные становятся православными, а многие из православных изменяют Православию, попирая сначала его каноны и вековые предания, а затем, охваченные экуменическим «восторгом», кончают полным догматическим равнодушием и фактически отпадают от Православия.

Сами экуменисты весьма выразительно похваляются результатами экуменической дружбы среди членов ВСЦ (экуменической организации «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.): «Общение между церквами становится все теснее. Контакты, диалоги, общее свидетельство и сотрудничество характеризует жизнь церквей во многих областях. Христиане разных традиций встречаются, молятся вместе, живут вместе, свидетельствуют совместно о Христе. <...> Ныне различия в преданиях имеют меньше значения, чем в прошлом. Часто христиане различных преданий чувствуют себя более тесно связанными между собою, чем с теми, кто принадлежит к их собственным церквам» (Arbeitsbuch Nairobi 75 – ORK. 1975. S. 29).

Эту мысль официального документа V-й ассамблеи ВСЦ в Найроби с вызывающей иронией высказал тогдашний председатель Центрального комитета ВСЦ д-р Томас в своей вступительной речи. По словам православных делегатов, Томас заявил, что участники ассамблеи крепко спаяны друг с другом посредством некоего «братства» (очевидно – масонского), членами которого является большинство из них. Здесь они чувствуют себя взаимно связанными гораздо крепче, чем в своих церквах, ибо свои церкви они могут покинуть, а из ВСЦ никто выйти не может.

Эти результаты экуменического «единства», развязно пропагандируемые западными экуменистами, должны, наконец, открыть нам глаза, кто за всем этим скрывается. Это – все тот же древний лукавый дух злобы (см.: Откр. 20, 2), который и в прошлом создавал и плодил ереси путем раздора, а ныне он им же разъединенное пагубно объединяет в новейшую и опаснейшую ересь, замаскированную обманным названием «христианского» экуменизма. Новой стратегией этот древний дух злобы преследует прежнюю цель – уничтожить Святое Православие. Создавая якобы фронт борьбы с атеизмом, он в сущности создает фронт против Православия. Смешивая Истину с заблуждениями, он стремится испортить здоровую чистую пищу Православия пагубным ядом лжеучений. Таким образом, изменив тактику, лукавый дух не изменил своей всегдашней цели – подрывать Христову веру и губить души человеческие.

Хитро действуют экуменисты. Они говорят о единстве, но – не в истине! Они берут библейские тексты, но творят из них ложные умопостроения, чуждые здравому духовному опыту. Но Господь Иисус Христос заявляет, что принес на землю не мир, а меч (см.: Мф. 10, 34) – дивный меч Слова Божия, отделяющего истину от лжи (см.: Евр. 4, 12).

Православному христианину нельзя участвовать в экуменическом движении, ибо оно не ищет созданного Христом единства, а еретически отбирает тексты из Слова Божия, используя их в качестве односторонних доказательств в пользу своих ошибочных взглядов на единство, замалчивая другие священные тексты, которые являют нежеланную для экуменизма истину.
 
Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)
 

Источник: газета «Православный крест»





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.