главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

В защиту веры, и особенно Православной (продолжение). Часть 2


«Корабельное радение» – «богослужебный» обряд хлыстов.
Иллюстрация из книги В. Даля 
«Исследование о скопческой ереси», 1844 год

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.
ЧАСТЬ 2
СЕКТАНТСТВО
Тем более нет и не может быть истины у разных сектантов, число которых как у нас в России, так и за границей весьма велико.

В своем учении сектанты отчасти следуют протестантам: по-своему толкуют Священное Писание, отвергают молитвы святым, не признают постов, не почитают икон, святого Креста, мощей и проч. Но при этом некоторые из сект, наиболее распространенных в народе, в своем невежестве и ослеплении относительно веры доходят до таких пределов, что ничем не отличаются от язычества и неверия.

Так, по учению новых хлыстов, Бог существует только вместе с миром: вне мира Бога нет. Поэтому-то и Бога эти сектанты наделяют человеческой плотью, хотя и более могущественной и сильной, чем плоть наша. Точно также духоборы учат, что Бога Самого по себе нет, и что Он существует только в людях праведных. Одни из сектантов отрицательно относятся к православному учению о Троичности Лиц в Боге: по их понятию, Бог – Один, и не имеет никаких Лиц. Отец, Сын и Дух Святый – это не Лица Святой Троицы, а разные названия одного и того же Бога. Другие не признают божественного достоинства за Иисусом Христом и Святым Духом. Так, духоборы говорят: «Мы верим, что Христос был добрый человек, и ничему больше». По учению молокан, плоть Христа – не человеческая. Иисус Христос якобы принес ее с Неба и вселился в утробу Богородицы. А не имея действительной человеческой плоти, Христос и не умирал подобно людям…

При таких крайних заблуждениях сектантов понятно, что и в остальном своем учении они далеко отстоят не только от Церкви Православной, но и от других христианских исповеданий. Нет у них ни Церкви, ни духовенства, ни Таинств.

По мнению духоборов, Церковь – не есть какое-либо видимое общество людей, соединенных между собою какими-либо определенными законами и установлениями. Церковь – это все люди святые, рассеянные по всему миру и принадлежащие к разным исповеданиям. Сектантские наставники – старцы (у молокан), пресвитеры (у штундистов) – не есть в собственном смысле священники: они не имеют никакой благодати и выбираются общиной только для ограждения порядка «церковного», и в частности – для того, чтобы учить и совершать «богослужение».
Таинств, как таких действий, через которые людям в разных случаях жизни подается благодатная сила Божия, сектанты не признают. Так, Петров, принадлежавший к секте странников или бегунов, признавал полную безполезность Таинств в деле спасения, ибо Бог, при смерти грешника, будто бы невидимо для посторонних глаз принимает исповедание грехов умирающего, таинственно с ним сообщается и освящает его. Если сектанты и говорят о Таинствах, то соединяют с ними особый смысл. Так, по их мнению, Крещение состоит в том, чтобы изучить Слово Божие, а не в том, чтобы омываться водой. «Наука нужна, а не вода», – говорят молокане. Миропомазание – якобы есть просвещение, получаемое человеком от чтения слова Божия; Причащение – принятие учения Христова и исповедание Его заповедей; Покаяние – сокрушение сердца перед Богом; Брак – взаимное согласие брачующихся и благословение родителей; елеосвящение – молитва за больных. Так изгнана сектантами благодатная сила Божия из всех Таинств: они превратились в простые обряды.

Относительно будущей Вечной Жизни человека сектанты говорят темно и сбивчиво. По их мнению, существование этого мира никогда не прекратится: кончина его будет состоять в том только, что истребятся с земли грешники. Воскресения тел человеческих тоже не будет: воскреснут только праведники, и притом – духом, а не телом. Своеобразное понятие имеют сектанты о рае и аде. По мнению шалопутов, рай и ад помещаются в сердце человека. Если человек познал Бога, то он блаженствует и у него в сердце рай; а если он не знает Бога, то он – в аду. Наконец, некоторые сектанты допускают странное, существовавшее у некоторых народов древности, учение о переселении душ. По их мнению, душа благочестивого человека после его смерти переходит в другого человека, а душа грешника переселяется в какое-либо животное (Сведения о сектантстве мы заимствовали из сочинений: 1) Оболенский П. Критический разбор вероисповеданий Русских сектантов-рационалистов: духоборцев, молокан и штундистов. Казань, 1903 и 2) Андерсон В. Старообрядчество и сектанство. СПб., 1908).

Итак, что же такое сектантство? Справедливо можно сказать, что это – общество людей, совершенно сбившихся и удалившихся с пути истины; это – стадо без пастыря, в своей духовной жизни живущее по своевольным правилам и обычаям. Как сказано выше, сектантами искажено и переделано на свой лад все христианское учение: о Боге, о Пресвятой Троице, о Таинствах и о будущей жизни. В сектантстве и человек с его силами и способностями понят превратно. Ему слишком многое предоставляется в деле спасения. Здесь каждый признается способным понимать и объяснять Священное Писание, учить других и указывать, как жить и вести себя.

Причина такого высокого самомнения заключается в том, что все сектанты признают себя людьми, особенно близкими к Богу, сынами Божиими, носителями Духа Святаго, действующими по Его внушению и озарению. Есть секта так называемых прыгунов. Ее последователи приписывают себе чрезвычайные дары Духа Святаго: способность говорить на разных языках, пророчествовать и проч. Во время своих молитвенных собраний они прыгают и скачут: делают это будто бы по наитию Духа Святаго. Какое ложное и грубое самоослепление!

Мы не говорим уже о сектах, которые проповедуют учение, не только враждебное Православной Церкви, но и вредное для общественной жизни народа. Чтобы видеть, до какого безумия может дойти человек, отступивший от истинной Церкви и в деле веры идущий своей выдуманной дорогой, должно указать на то, что есть секты, которые учат уродовать и искажать свое тело, считать принадлежащими всем без разбора чужое имущество и жен; отвергают царскую власть, присягу и военную службу; на самоубийство и на самосожжение смотрят как на великий подвиг, за который будто бы дается человеку Царство Небесное. Понятно, что проповедь такого учения есть дело чрезвычайно вредное для здоровой и спокойной жизни государства, и справедливо такого рода сектанты считаются в нашем Отечестве людьми, подлежащими наказанию наравне с другими преступниками.
 
Источник: газета «Православный крест» 





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.