главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

В защиту веры, и особенно Православной (продолжение). Часть 2



Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.
ЧАСТЬ 2
ПРОТЕСТАНТСТВО
 
Еще дальше от истины Божией стоит протестантство. Оно введено было в некоторых странах Западной Европы в XVI веке по Р. Х. для исправления и очищения католической веры. 
По мере того как католическая церковь со временем допускала у себя все большее и большее количество разных изменений в христианском учении и в установленных с глубокой древности церковных обычаях, среди самих католиков явились люди, которые стали сознавать и замечать недостатки и заблуждения своей церкви. И вот у них возникло желание в учении и порядках церковных переделать по-своему все, что им казалось неправильным и ошибочным. Но в своих стремлениях изменить старое и создать новое эти реформаторы зашли слишком далеко. Откалывая от католичества то, что приросло к нему из измышлений человеческих, проповедники новой веры повредили многое весьма важное и существенное в Христианстве. Поэтому-то вместо того, чтобы из массы человеческих заблуждений выделить и восстановить истину Христову, основатели протестантства ушли от нее еще дальше. По справедливому сравнению одного нашего богослова, протестантство явилось подобным человеку, который, избавившись от плена, не возвратился на родную сторону, но занесен волнами на пустой и отдаленный берег.

Заблуждения протестантов относительно веры весьма многочисленны. Во-первых, они не признают ценности Церковного Предания. По их мнению, все, что нужно знать человеку для своего спасения, содержится в Священном Писании, понимать и объяснять которое каждый может по-своему. Поэтому Предание, т. е. учение древних Отцов Церкви, нам будто бы не нужно и излишне. Но думать и говорить так несправедливо. Известно, что учение Христианской веры распространялось в людях первоначально путем устного живого слова. Святые Апостолы получили от Господа повеление не писать книги, а «научить все народы» (см.: Мф.28:19), «идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари» (см.: Мк.16:15). Из Предания, из устных рассказов очевидцев об учении и делах Христа Спасителя, были составлены и наши святые Евангелия; составлены с той целью, чтобы крепче сохранить в памяти людей те истины, которые были возвещены им Апостолами устно, в живой беседе с ними. Значит, Священное Писание, как составленное из Священного Предания, не может ему противоречить и всегда с ним согласно. Притом же в священных книгах записано не все, чему учил и что делал Господь наш Иисус Христос (см.: Ин.20:30). Также и Святые Апостолы не все передавали верующим через писания, но многое сообщили и устно (см.: 2Ин.1:12; 3Ин.1:13; 1Кор.11:34). Следовательно, для того чтобы знать все, что относится к вере, и особенно – к обрядам и обычаям церковным, должно руководствоваться не только Священным Писанием, но и Священным Преданием.

Для правильного понимания Священного Писания нет другого средства, как Священное Предание. Священное Писание есть слово Самого Господа Бога, изречение величайшей премудрости Божией, поэтому оно по местам неясно и невразумительно для слабого ума человеческого. Кто же может понимать его как следует? Не всякий по своему уму и желанию, а тот, кто и сам по жизни своей близко стоит к Богу, и имеет просвещение от Духа Святаго, при помощи Которого и написаны священные книги. А таковыми и были Святые Отцы Церкви, изъяснившие нам Священное Писание в своих творениях.

Во-вторых, протестанты учат, что спасение и Жизнь Вечную Господь дает человеку за его веру, а не за добрые дела. Выходит, как будто мы можем спастись при одной своей вере в Бога, без хорошей и благочестивой жизни. Помимо того что этим учением подается повод слабому человеку безнаказанно грешить в ложной надежде на Божие милосердие, думать так – несогласно со словом Господним. Оно свидетельствует о том, что добрые дела наши угодны Богу (см.: Евр.13:16), не забудутся Им (см.: Там же. 6:10), но вознаградятся по достоинству (см.: Пс.16:13; Мф.16:27; Откр.22:12). И на последнем Страшном Суде Христовом, перед которым в свое время должен предстать весь род человеческий, Праведный Судия призовет к Царству Небесному только тех людей, которые при жизни совершали дела любви и милосердия к ближним (см.: Мф.25:31–46). Как же добрые дела не имеют цены перед Богом, и почему они не нужны для нашего спасения?!

Поэтому-то Православная Церковь всегда учила тому, что одной веры недостаточно для спасения, а совершенно необходимы и дела добрые. Пусть не думают верующие, говорят Святые Отцы, будто им достаточно того одного, что они веруют; но пусть знают, что праведный суд Божий воздает каждому по делам его. Человек спасается делами правды. В будущей жизни одна только защита – защита делами: а кто не имеет ее, тому никаким другим средством спастись невозможно. Нам нужна вера и жизнь чистая и светлая. Только это может спасти нас.

В-третьих, протестанты не молятся за своих умерших братьев. По их мнению, судьба человека окончательно решается после его смерти. Люди благочестивые получат Царство Небесное, а грешники – мучение. Следовательно, молиться за умерших безполезно. Между тем, по учению Православной Церкви, только тяжкие, упорные грешники, и притом умершие без покаяния, не имеют надежды на помилование за гробом. Все же другие христиане могут получить отраду и облегчение, и даже совершенное изменение своей вечной участи за молитвы, добрые дела и особенно за совершение в память их на земле святой Литургии. Творить молитвенную память за умерших – согласно и со словом Божиим, и с древнейшим церковным Преданием, и с потребностями человеческого сердца – не забывать своих усопших братьев и делать возможное добро для их пользы и спасения.

В Священном Писании мы находим примеры как молитв за умерших (см.: Вар.3:5), так и совершение жертв в умилостивление Бога за их грехи (см.: 2Мак.12:39–46). «Если детей Иова очищала жертва отца, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – то почему ты сомневаешься, что когда и мы приносим жертву за умерших, то им бывает некоторое утешение? Бог часто подает благодать одним за других».

У одного святого человека был ученик, проводивший жизнь в безпечности. После его смерти святой старец стал усердно просить Бога за его грешную душу. После продолжительных и слезных молитв Господь открыл старцу, в каком состоянии находится на том свете его бывший ученик. Он почти весь был в огне (до шеи). Святой сильно опечалился и стал еще усерднее молиться Богу за близкого ему человека. Господь снова удостоил старца видения: показал ему ученика стоящим в огне по пояс. Наконец, когда старец еще более усилил молитвы, то Господь через новое видение показал ему ученика совершенно освободившимся от пламени. Вот какую силу имеет перед Богом молитва за умерших!

В-четвертых, протестанты неправильно думают о Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. По их мнению в этом Таинстве Христос присутствует только невидимо и духовно преподается верующим. Между тем по всегдашнему православному верованию хлеб и вино при совершении святой Литургии всемогущей силой Святаго Духа претворяются в истинные Тело и Кровь Христовы, которые и принимаются нами во оставление грехов. Учение православное строго и в точности согласуется со словами Установителя Таинства Иисуса Христа: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое <...>. Пийте от нея [чаши] вси: сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета (Мф.26:26–28), а протестантское учение есть самовольное искажение тех же слов Господа, допущенное под влиянием ложных измышлений человеческих.

Кроме указанных главнейших заблуждений протестантства есть много и других отличий от Православия, например: отрицание молитв к святым Ангелам и угодникам Божиим, непочитание святых мощей, святого Креста и проч. По всему этому и протестантскую веру нельзя назвать верой истинной, не отступившей от заветов и повелений Христовых.
 
Продолжение следует

Источник: газета «Православный крест» 





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.