главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Разве ересь папизма не была осуждена соборно?



В шуме периодических выкриков, которыми стараются отчаянно, используя попезный сумбур, отстаивать экуменизм, слышится необоснованный аргумент: мол, папизм никогда не был осужден Собором (!). Поддерживающие это заблуждение либо не сведущи в основах веры, либо полностью игнорируют историческую действительность. 

В ответ на этот аргумент мы публикуем отрывок из исследования митрополита Елевферопольского Амвросия, который был составлен во время откровенно вызывающих контактов с папизмом патриарха Афинагора. Митрополит приводит целый список Священных Соборов, которые осудили папизм и его заблуждения. Также епископ приводит список имен святых, которые считали папство ересью (конечно, не было ни одного святого, который бы мыслил иначе о папизме). 

Итак, разве вопреки Соборам и Отцам осуждать учения Запада? Давайте рассмотрим.  

- Великий Собор 879 в Константинополе, который многими рассматривается как Восьмой Вселенский Собор, принявший Символ веры без добавления в него filioque, так учил: «Мы так все мыслим, так веруем. Иначе этому мыслящих, или иное определение вопреки этому дерзающих вводить, мы предаем анафеме. Того, кто вопреки этому священному Символу дерзает иной составлять, или добавлять, или отнимать и нагло называть определением, тот достоин всякого, кто дерзает составлять другой Символ и определение осуждения, и является чуждым христианскому исповеданию. Итак, тому, кто впал в это неразумие, дерзает составлять другой Символ и, делая в определении, переданном нам, добавление или убавление, вопреки святому и Вселенскому великому Собору в Никеи, да будет анафема!» Там же, стр. 263-264). 

Итак, здесь налагается тяжелейшее, серьезнейшее, торжественное и почти что вселенского характера осуждение ереси и хулы filioque! 

- Когда же Римский папа Сергий IV стал использовать Символ веры с добавлением filioque (1009 г.), тогда Константинопольский Патриарх Сергий.., согласно решению Собора, вычеркнул имя поминаемого Римского папы Сергия из диптихов Восточной Церкви, с того времени и до сего дня имя пап не вносится в них (Βασ. Στεφανίδου, Εκκλησιαστική Ιστορία, εκδ. α΄, σελ. 344). 

- Латинские нечестивые догматы осудил и Константинопольский Собор 1054 г., когда произошла и окончательная Схизма (раскол Церкви, а точнее - откол папства от Православия), в особенности осуждалось filioque, не как «местный обычай» (τοπικόν έθιμον), но «богохульный догмат» («βλάσφημον δόγμα») (там же, σελ. 344). 

- Латинские нечестивые догматы были осуждены и на последовательно собиравшихся Исихастских Соборах 134, 1347 и 1351 гг. 

Константинопольский Собор в 1440 г., Российский Собор 1441 г., Иерусалимский Собор 1443 г., Константинопольский Собор 1450 г., Собор, проходивший в 1484 г. В Константинополе, осуждали и отвергли Флорентийский лжесобор, который принял «соединение-унию» на лживых и необоснованных основах, то есть лжесобор не считал за ереси нововведения Запада. 

- Константинопольский Собор 1722 г. Осудил «латинские нечестивые и зломыслимые догматы» и принял решение, что латиняне ими «обманывают простых людей, вежливо уводят от благочестивых догматов Христовой Церкви и утаскивают несчастных во глубину погибели» (Там же, стр. 823-824). 

- Константинопольский Собор 1727 года отверг чуждые Православию догматы латинян, древние или новые, и расценил их «как пустую пространную болтовню и изобретением поврежденных душой и порождениями обманутого рассудка» (там же, стр. 867). 

- Константинопольский Собор 1838 года осуждает (и весьма резко) учения папизма, как «хулы на Евангельскую истину», как «люциферово заблуждение», как «удаление от Бога и безупречной и безпримесной веры в Иисуса Христа» и т.д. (там же, стр. 896, 902). 

- Константинопольский Собор 1848 года осуждает папизм как ересь! «Из ересей распространившихся, какими Бог весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь папизм», он характеризует его как ниспровергающего своими заблуждениями все Вселенские Соборы. 

- Константинопольский собор в 1895 году осудил неправославные догматы папизма как Taq eterodidaskalias папизма - как «мнения высокомерного бахвальства», как «безбожные и антиевангельские новшества», как «по своей сути отличающиеся от веры, переданной в творениях Отцов Церкви, и искажающие Священное Писание и определения святых Соборов»,  а отсюда вытекает: «Поэтому благомысленно и справедливо она отвергнута и отвергается, поскольку упорствует в своем заблуждении» [1] (там же, стр. 933, 935, 936, 938, 942). 

Мы задаемся вопросом: следовало ли Патриарху прежде обратиться ко мне, чтобы я дал оценку его различным шагам? Конечно же нет! Кто я такой, чтобы меня спрашивал патриарх? Для меня было бы трагедией, если меня удостоили такой чести! Однако я обладаю одним достоинством. Задать вопросы Соборам 867, 879, 1009, 1054, 1341, 1347, 1351, 1440, 1441, 1443, 1450, 1484, 1722, 1727, 1838, 1848, 1895 гг., задать вопрос святым отцам и мудрым учителям Церкви, задать вопрос свт. Фотию, блаж. Феофилакту, свт. Григорию Паламе, Симеону Солунскому, свт. Марку Евгенику, Евгению Вульгарису, Никифору Феотокису, св. Никодиму, свт. Нектарию и другим, другим, и другим, задать вопрос, не более не менее, как достоуважаемыми Духодвижимым Вселенским Соборам, которые посредством святых и священных правил запрещают, с угрозой извержения, всякие совместные молитвы с еретиками, раскольниками или не имеющими общения церковного, а если они выносят осуждение его шагам, его заявлениям, его совместным молитвам, и в целом всему образу его действиям! 

Никто не обладает правом разногласить, опротестовывать, мешать! Однако когда Его Всесвятейшество действует вопреки Соборам, Отцам, священным канонам,-  словно все они не имеют истинной любви и не проявляли никакого справедливого интереса к тому, чтобы исполнить просьбу Господа «да будут все едины», но были исполнены ненависти и безразличия, - тогда и мы вполне справедливо (справедливо и обязаны) действовать вопреки Его Всесвятейшеству! 

Для нас превыше всякого Патриарха являются Святые Отцы, достоуважаемые Соборы, священные каноны. И мы случайно оказываемся в послушании, а не перед страшной дилеммой… 


Примечание: 
[1] Окружное Патриаршее и Синодальное Послание , п. 20,//Догматические послания Православных иерархов  17-19 веков о православной вере. РЕПРИНТ. СТСЛ. 1995, С. 263 


Источник: «Православный Апологет»,
информационное агентство «Информ-Религия»





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.