главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

В защиту веры, и особенно Православной (продолжение). Часть 2



Продолжение, начало здесь
Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.
 
ЧАСТЬ 2
ЕВРЕЙСТВО

Настоящий отдел составлен на основании сочинений: 1) Ковальницкий А., свящ. Теоретическое богословие евреев-талмудистов. СПб., 1898; 2) Ковальницкий А., свящ. Нравственное учение евреев-талмудистов. Киев, 1877; 3) Алексеев А. Очерки домашней и общественной жизни евреев. Новгород, 1822 и 4) Современное иудейство и отношение его к Христианству // Труды Киевской Духовной академии. Киев, 1861. № 9).

Современное еврейство или новоиудейство ведет свое начало от древнейшей богооткровенной религии – корень его скрывается в глубине незапамятных библейских времен. Родоначальниками еврейского народа были великие ветхозаветные праведники Авраам, Исаак и Иаков, прославляемые и новозаветной Христианской Церковью. Им и их потомству были обещаны от Бога особенные блага – благоволение Божие, умножение на земле, земное благополучие, счастье и – самое главное – происхождение по человечеству из их рода Христа, Спасителя мира.
Ввиду этого еврейский народ имел высокие преимущества перед всеми другими народами – из всего человечества Господь выделил его как Свою собственную часть и наследственный удел Божий (см.: Втор.32:9), выделил для того, чтобы он хранил истинную веру в Бога и распространял ее на земле. И, действительно, в то время, когда все другие народы погрязали в забвении Бога и идолопоклонстве, одни только евреи имели истинную религию и знали пути, ведущие ко спасению – им вверено было Слово Божие (см.: Рим.3:2); спасение должно было произойти от иудеев (см.: Ин.4:22). Другое, весьма важное назначение евреев во всемирной истории заключалось в том, что они должны были приготовить как себя, так и других людей к пришествию в мир Спасителя.

Источником, из которого они могли почерпать сведения о Христе, служило как все Ветхозаветное Священное Писание, так особенно пророческие книги. Изрекши людям еще в раю обетование об Избавителе (см.: Быт. 3), Господь в разное время и различным образом напоминал еврейскому народу о Своем Сыне, имевшем явиться на землю для нашего спасения. Начиная с общих и туманных начертаний лица Спасителя то под видом Семени Жены, то под видом Семени Авраама, через которое получат Божие благословение все народы земли (см.: Быт.22:7–18), предсказания о Христе в Священном Писании Ветхого Завета становятся со временем все более ясными и определенными. Так, патриарх Иаков (см.: Там же.49:10) и пророк Даниил (см.: Дан.9:24–27) предвозвестили время явления в мир Спасителя. Святой Царь Давид с поразительной ясностью изобразил в своих пророческих псалмах Иисуса Христа как Бога и Человека-Страдальца (см.: Пс.2:6–7;109; 21:7–9, 12:19; ср.: Ис.53:3,5–8,12). Даже частные события из Его жизни были предуказаны в Ветхом Завете, именно: что Христос родится от Девы (см.: Ис.7:14), в городе Вифлееме (см.: Мих.5:2); будет творить чудеса (см.: Ис.61:2; 35:3–4), установит Новый Завет (см.: Там же. 2:3; Иер.31:31); по смерти низойдет в ад (см.: Пс.15:10), воскреснет из мертвых (см.: Там же. 70:20), вознесется на Небо (см.: Там же. 56: 6; 23:7) и вместо Себя пошлет уверовавшим в Него Духа Святаго (см.: Иоил.2:28).

Таким образом, лицо Иисуса Христа было подробно и ясно начертано в Ветхозаветном Священном Писании, – евреи, читавшие его со вниманием и без предубеждения, могли узнать Спасителя мира, когда Он, по исполнении времен, явился на земле. Но этого не случилось. Евреи отказались от Христа перед Пилатом: От Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили (Деян.3:14–15). Таким печальным образом еврейский народ окончил свою историю. Он не узнал дня посещения его Господом (см.: Лк.19:4); не оправдал в своей жизни того высокого призвания, которое было возложено на него свыше. А вместе с тем утратил все свое достоинство и славу, которая принадлежала ему, как народу избранному и любимому Богом. Не милость и благоволение Господа почивают теперь на этом народе, а праведный гнев Его и отвержение: Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро (Ам.2:6). И доселе не сбывается ли над евреями древняя угроза Божия: И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь (Втор.28:37)?

Несмотря, однако, на великий грех, тяготеющий над иудейским племенем (отвержение Сына Божия), евреи и до сих пор считают себя народом близким и угодным Богу. По учению Талмуда (еврейского закона), евреи для Бога приятнее ангелов. По своей душе они якобы весьма сродны Самому Творцу, – душа еврея – это часть существа Божия, и потому каждый еврей представляет собой как бы частичку Бога, подобно тому, как каждый сын есть часть существа своего отца. Все благосостояние мира будто бы покоится на сынах Авраама. Если бы не было на земле евреев, то не было бы и благословения Божия над нашей планетой, – не было бы ни солнца, ни дождя; и никакой народ не мог бы существовать на земле без евреев. Такой высокий взгляд высказывает Талмуд относительно евреев.

Что же ценного содержит в себе современная еврейская вера? Как она учит о главнейших предметах человеческого знания – о Боге, о человеке? Какие предписания дает относительно нашей жизни и поведения? Нужно заметить, что современные евреи основывают свое вероучение на Ветхозаветном Священном Писании. Но при этом ценится не столько сама Библия, сколько многочисленные толкования на нее еврейских законоведов, составляющие знаменитый Талмуд. По учению иудейских раввинов, «слова писателей талмудских приятнее слов Библии»; «человек не живет одним хлебом, а всем, что исходит из уст Божиих. Хлеб означает Библию, а слова „все, что исходит из уст Божиих“ – означают изречения, повести и басни, заключенные в Талмуде». Вследствие этого истинное Слово Божие у современных евреев утратило свою чистоту и божественное достоинство – оно совершенно искажено человеческими вымыслами и ложными толкованиями.

Изложим некоторые мысли Талмуда о Боге. Согласно Талмуду, занятия у Господа Бога в продолжение дня распределяются так: в течение первых трех часов Бог промышляет о мире, в следующих часах оживотворяет всю вселенную, а затем сидит и забавляется с Левиафаном, царем рыб; ночью же изучает Талмуд. Впрочем, игра с Левиафаном продолжалась только до разрушения Иерусалима. С этого времени Бог не забавляется и не радуется, а постоянно плачет, потому что, допустив разрушение святого города, Он тяжко согрешил; грех этот так безпокоит Бога, что в течение трех частей каждой ночи он сидит, рыкает как лев, и с плачем взывает: «Горе Мне, что Я допустил опустошить дом Мой, сжечь храм и отдать детей Моих в рабство». Много и других ложных мыслей высказывает Талмуд о Боге, именно: будто бы Бог может совершать неосновательные поступки, нарушать клятву и обманывать людей...

Точно так же нелепыми бреднями наполнено учение Талмуда об ангелах – добрых и злых, о рае, аде и о будущей жизни человека. Так, по словам Талмуда, в раю праведники питаются соленым мясом самки Левиафана (которую Бог убил из опасения, чтобы мир не был наполнен огромными существами, способными Его уничтожить); питаются также и мясом какого-то громадного вола, который ежедневно съедает траву на 1000 горах. Напитком для жителей рая служит превосходное старое вино, которое Бог сохраняет с шестого дня творения мира. Но всеми этими удовольствиями будут пользоваться только евреи, а все другие народы пойдут в ад на мучения.

Следует, наконец, отметить учение Талмуда о Мессии, которого евреи все еще ожидают. Когда придет Мессия, земля будет рождать готовые уже испеченные блины, а также особого рода пшеницу, зерно которой будет толще двух вместе сложенных почек громаднейшего вола. Мессия даст евреям Царство на земле – им будут служить все народы, все Царства будут находиться у них в подчинении. Господству евреев будет предшествовать величайшая война, в которой погибнет две трети человечества, а для евреев потребуется семь лет, чтобы успеть сжечь добытое у других народов во время войны оружие. Евреи будут весьма богатыми, потому что все сокровища мира достанутся в их руки. С пришествием Мессии все народы примут иудейскую веру; только христиане не удостоятся этой милости и будут совершенно истреблены с лица земли.

Такими нелепыми баснями, противоречащими даже здравому человеческому смыслу, наполнено догматическое учение современного еврейства. Хотя его религия и отрицает идолопоклонство, но в своих грубо-чувственных представлениях о Боге и духовной жизни она недалеко ушла от древнего язычества.

Что же касается нравственных правил Талмуда, то они – не только ошибочны и низкопробны, но и крайне вредны для спокойной жизни человечества.

По учению Талмуда, только евреи – люди. Остальные же народы имеют свойства зверей и происходят от животных. «Семя человека не еврея есть семя животного», – говорится в Талмуде. Поэтому неудивительно, что в некоторых местах Талмуда встречается название не евреев собаками. Понятно само собой, как такие взгляды должны отражаться на отношениях евреев к другим людям. По воззрениям талмудистов, весь мир и все, что в нем, принадлежит евреям. «Явился Гоcподь Бог, измерил землю и отдал иноплеменников во власть Израильтян. Так как дети Ноя не исполнили семи заповедей Божиих, то Господь Бог отдал все их имущество Израильтянам. Детьми Ноя, по учению Талмуда и раввинов, называются все народы мира в противоположность детям Авраама. Поэтому раввин Альбо учит вместе с другими раввинами, что Бог дал евреям власть над имуществом и кровью всех народов». Отсюда следует, что все поступки евреев по отношению к иноплеменникам, хотя бы они были, по общему мнению, низменными и безчестными, – позволительны и законны.

Так, по учению Талмуда, евреям можно обманывать безбожных, ибо написано: «Будь чистым к чистым и несправедливым к неверным». Точно так же не составляет греха для еврея ограбить и обворовать гоя (иноплеменника): заповедь «не укради» относится только к евреям и не касается иноплеменников. Наконец, еврей, по учению Талмуда, имеет право и над жизнью других людей. Еврейские раввины учат, что «кто не признает хотя бы одного пункта иудейской веры, тот отщепенец и эпикуреец, которого ты должен ненавидеть, презирать и истреблять, потому что написано: “Я должен, Господи, ненавидеть тех, которые Тебя ненавидят”».«Кто, – говорит Талмуд, – имеет намерение убить зверя, а вследствие неосторожности убьет человека, или кто хочет убить язычника (т. е. иноплеменника), а вследствие ошибки убьет еврея, тот в преступлении не виновен». «Кто проливает кровь безбожных (то есть не евреев), – учат раввины, – тот приносит Богу жертву». Таковы предписания Талмуда, устанавливающие обязанности иудейского племени в отношении к неевреям, безбожникам. При этом под последними вместе с язычниками разумеются и христиане.

По учению Талмуда, Иисус Христос был изменник и отступник от еврейской веры, еретик. Он отвратил Своих последователей от Бога и Сам стал принимать божескую честь. Поэтому христиане – идолопоклонники. «Все, блуждающие за Иисусом, – пишет один еврейский раввин, – хотя в своем учении разнятся друг от друга, – вообще идолопоклонники, и с ними нужно обращаться, согласно ясному предписанию Талмуда, как с идолопоклонниками».

Такова еврейская вера по учению Талмуда догматическому и нравственному. Первое наполнено баснями, напоминающими древние языческие религии, а второе проникнуто враждой и ненавистью ко всем людям. Ошибочность того и другого учения Талмуда, по-видимому, начинает сознаваться и самими его последователями: авторитет и обязательность этого иудейского закона во всей совокупности его правил признается далеко не всеми евреями. В 20-х годах XIX столетия среди ученого еврейства под влиянием философской науки того времени образовалось стремление изменить и обновить догматы своей веры. Первоначально это преобразование имелось в виду провести в весьма широких размерах и распространить даже на самые источники еврейских верований. Поэтому в иудейской ученой литературе стали высказываться мысли о необязательности талмудических преданий и о временном значении закона Моисеева, будто бы потерявшего теперь всю силу в отношении к евреям. Но эти смелые попытки поколебать вековые основы иудейства, как и нужно было ожидать, не имели успеха; громадное большинство сынов Израиля оказалось не на стороне преобразователей. Тем не менее, отмеченное движение в ученом еврейском мире не прошло совершенно безследно для иудейского вероучения: зародилась мысль придать последнему иной вид, более осмысленный и отвлеченный, чем оно имеет в символической книге еврейства – Талмуде. Нынешние евреи обнаруживают склонность внести в свои догматы такие толкования, которые, хотя и приближают их учение к религиозно-нравственному сознанию большинства современного человечества, но находятся в явном противоречии с основными источниками их веры.
 
Так, главнейший догмат Израиля – единство Божие – в объяснениях нынешних ученых евреев получает такой смысл, что он служит источником и основой нравственного усовершенствования для всех людей, независимо от племенных и вероисповедных различий. «Насилие и рабство всякого рода – материальное и моральное – должны были исчезнуть и уступить место свободе человека как существа нравственного, идеал стремлений которого в самом вечном. Неровность и разъединение должны были уступить место любви и братству, потому что Вечный Творец человека есть Бог совершенства и гармонии, потому что во всем человеческом роде отражаются Его безконечные совершенства».

Но нетрудно видеть, что такие возвышенные мысли, высказываемые обновителями еврейства, принадлежат не им самим, а заимствованы из христианства. При том же они не согласуются с общим духом Талмуда. В совершенно другом виде, не согласном с верованиями Талмуда, в еврейской ученой литературе представляется и лицо Мессии. Он уже не изображается как всемирный завоеватель и давно ожидаемый устроитель земного благополучия евреев. Цель его пришествия на землю – не счастье только избранного народа, но и всех людей. Когда явится Мессия, «Он оснует Царство Божие на земле, царство Духа... Этот Дух Божий, как показано было еще пороку Илии, не в бурном дыхании ветра, разрушающего горы и скалы, не в землетрясении, не в огне, а в гласе хлада тонка, т. е. не в бурях страстей человеческих, а в мягких движениях кроткой и нежной души». Пришествие Мессии будет сопровождаться общим миром, религиозным энтузиазмом мудростью и ученостью, познанием тайн природы и жизни, всеобщим почтением к Израилю как к народу, который от начала мира предназначен был служить проводником великих нравственных идей для всего остального мира.

Таким образом, цель пришествия Мессии, сравнительно с общееврейскими верованиями, значительно изменяется и расширяется; явление его связывают главным образом с нравственным обновлением и при том не только еврейского народа, но и всего человечества. В какой высокой степени нравственное благо последнего, по-видимому, озабочивает современное иудейство, можно судить по тому, что некоторые из обновителей иудейства под именем Мессии не прочь разуметь не какое-либо определенное историческое лицо, а просто время высшего развития и усовершенствования рода человеческого. По поводу этого взгляда ученой еврейской литературы на Мессию должно заметить, что он не только противоречит изображению Лица Его в Библии и учению о Нем Талмуда, но и упраздняет самую необходимость Его будущего пришествия на землю. Для нравственного обновления человечества уже приходил на землю Единый Мессия, Господь наш Иисус Христос.

Источник: газета «Православный крест» 





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.