главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

К годовщине Гаванской встречи: Учение Святой Церкви об истинной любви к еретикам



Год назад, 12 февраля 2016 года в столице Республики Куба Гаване состоялось «эпохальное» событие – встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой римским Франциском. Это безпрецедентное свидание послужило причиной серьезных волнений и смут в нашей Русской Церкви, к сожалению, продолжающихся и по сей день. По итогам мероприятия была подписана совместная Декларация, содержание которой неоднократно анализировалось православными клириками и мирянами, в том числе и в публикациях нашего сайта.
Как мы уже отмечали, наиболее весомый и часто используемый экуменистами предлог для нарушения церковных канонов – заповедь Божия о любви к людям, безусловно, распространяющаяся и на заблудших членов католической лжецеркви. Предлагаем еще раз посмотреть на эту проблему в свете евангельского и святоотеческого учения. Для наглядности мы составили наш краткий обзор по образцу катехизиса.

Вопрос: В чем должна проявляться любовь христианина к еретикам? 

Ответ: В том, чтобы исполнять по отношению к ним постановления Церкви: Любовь есть исполнение закона (Рим.13:10); «Учение Евангелия выражает любовь к ближнему исполнением относительно него всесвятых заповеданий Господа» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)). 

Вопрос: Как учит Церковь относиться к еретикам? 

Ответ: Церковь повелевает обличать еретиков и убеждать их возвратиться на путь истинный. Но если они не внимают увещаниям и продолжают упорствовать в заблуждениях, от них нужно отвращаться.
Вот лишь некоторые примеры церковного учения по этому вопросу:
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:15–17);
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим.16:17);
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит.3:10);
«Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10-е Апостольское правило);
«Кого они (Божественные правила) предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем» (1-е правило Cедьмого Вселенского Собора);
«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (6-е правило Поместного Лаодикийского Собора);
«Я предохраняю вас от зверей в человеческом образе(еретиков), которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними» (Священномученик Игнатий Богоносец);
«Надобно бегать общения с ними (еретиками), уклоняться от их речей, как от яда смертоносного для душ» (Святитель Василий Великий);
«Не сдружайся никогда с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь спутником их в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их» (Преподобный Ефрем Сирин). 

Вопрос: Почему любовь к невразумляющимся еретикам состоит именно в отвращении от них? 

Ответ: Потому что если христианин не прерывает общения с таковыми, то этим он свидетельствует, что одобряет их пагубное лжеучение, и утверждает их в заблуждении: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2Ин.1:10–11).
«Когда написано: „Еретика после первого вразумления отвращайся" (Тит3:10), когда и другой муж, свидетельствовавший Святым Духом, говорил избегать такого рода бестий и не допускать приветствия и общения с ними, тогда каким образом может случиться, чтобы того, кого мы видели находящимся в их обществе, мы также не посчитали бы и защитником неверия?», – вопрошает святитель Амвросий Медиоланский.
А святитель Василий Великий наставляет: «Если же жало смерти – грех (ср.: 1Кор.15:56) <...>, то немилосерд тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерд тот, кто в угрызенном ядовитым животным оставляет яд, а не тот, кто извлекает его. Он же и любовь расторгает, потому что написано: „Иже щадит жезл (свой), ненавидит сына своего, любяй же наказует прилежно" (Притч.13:25)». 

Вопрос: Как еще, кроме вышесказанного, можно проявлять любовь к заблудшим? 

Ответ: Церковь не возбраняет творить для них дела милосердия и молиться об их обращении к вере истинной.
«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Свт. Иоанн Златоуст).
«Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных» (Преп. Феодосий Киево-Печерский).
«Побеждается ересь <…> молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем, и милосердием к нему» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Источник: газета «Дух христианина»







© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.