главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Поддерживающие украинский раскол предстоятели отказываются от участия в Иоарданском собрании



Пока еще не осужденный собором епископов Константинопольский патриарх Варфоломей ответил на письмо Патриарха Иерусалимского Феофила с предложением собрать Предстоятелей всех Православных Церквей в Иордании для решения проблемы раскола православного мира.

Эта инициатива была им озвучена во время визита в Москву в ноябре 2019 года. Тогда инициативу поддержали глава Албанской Церкви архиепископ Анастасий, а также ряд иерархов Элладской и Кипрской Церквей.

17 декабря 2019 года в Праге, на заседании Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии, предложение Иерусалимского Патриарха Феофила провести встречу Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Иордании в феврале 2020 года также было поддержано.

Профанарский блог «Свет Фанара», освещающий деятельность Константинопольского патриархата, утверждает, что Патриарх Феофил якобы направил письмо о проведении собора предстоятелей «по указанию Московского патриархата», и сообщает: «Согласно журналистским источникам, письмо Вселенскому патриарху и другим греко-говорящим предстоятелям написано на английском языке, что происходит впервые. Вселенский патриарх Варфоломей ответил на письмо Феофила Иерусалимского по-гречески и в строгом тоне, считая патриарха Иерусалимского абсолютно некомпетентным делать такого рода действия», при этом добавляется, что инициатива Патриарха Иерусалимского Феофила якобы не имеет положительного отклика от большинства православных священников, даже среди противников украинской автокефалии.

Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом решил не отвечать на письмо Патриарха Иерусалимского Феофила о созыве встречи Предстоятелей Поместных Церквей. Об этом он сообщил на первом в 2020 году богослужении. В видеозаписи, которую публикует фанарский блог, архиепископ указал, что «он не считает серьезным этот шаг своего друга патриарха Иерусалимского», поэтому и «посчитал разумным не отвечать».

На вопросы о дате встречи и возможном участии в ней он ответил, что «не рассматривал эту тему». А на вопрос о том, кто имеет право «созывать соборы предстоятелей», заявил: «Только Вселенский патриарх, никто другой. Поэтому я не воспринял это серьезно и не ответил, несмотря на нашу дружбу [с патриархом Иерусалимским]».

Ранее с аналогичным заявлением выступил и глава Элладской Церкви. Схожую позицию стоит ожидать и от Александрийского патриарха.

Теперь главный вопрос: в условиях бойкота инициативы патриарха Феофила рядом греческих предстоятелей найдется ли воля к тому, чтобы провести это собрание с теми, кто всё равно будет готов на него приехать? Многое здесь, безусловно, будет зависеть и от самого инициатора встречи. Как бы там ни было, ждать до февраля осталось совсем недолго. И если Амманский Собор случится, то очевидно, что сам факт такой встречи - встречи без участия поддержавших раскол - уже будет свидетельствовать о многом.

Однако утверждение, что созывать Синаксис может лишь Константинопольский Патриарх, содержит в себе подмену понятий. Доказательства этому можно найти в дискуссии уважаемого канониста профессора С.В.Троицкого с митрополитом Германом.

Профессор указывает, что ни один Вселенский Собор не был созван Константинопольским Патриархом. А доводы, что якобы Константинопольский Патриарх имеет такое право исходя из первенства чести - абсолютно ложны, ведь в период первого тысячелетия первенство чести принадлежало не Константинопольскому, а Римскому епископу, но ни один Вселенский Собор не собирался папой римским - все эти соборы собирали императоры. Поэтому в наше время, когда Церковь отделена от государства, практика древней Церкви вообще не применима. В то же время полнота власти в Церкви принадлежит именно соборности и её полноте. Поэтому делегируя Константинопольскому Патриарху такое право, она не даёт ему некой самовластной полноты, но даёт право выразить мнение всей Церкви. И если многие иерархи нуждаются в созыве Собора, а Константинопольский Патриарх игнорирует эту потребность, то реализацию по созыву Собора может выполнить любой Предстоятель, поскольку воля Константинопольского Патриарха не может доминировать над волей Церкви. Иное свидетельствует о папистстких проявлениях в Православии.

И напоследок вопрос: каким образом должна действовать Церковь в тех случаях, если будет изобретена новая ересь и Константинопольский Патриарх станет её носителем? Получается, что эта ересь не будет иметь никакой возможности быть осуждённой при жизни Предстоятеля Константинопольской кафедры?! А если его преемник и последующие патриархи будут придерживаться того же учения, то получается, что вся Церковь оказывается заложницей нескольких еретиков и не имеет механизмов к здравому решению проблемы. Именно такой путь предлагает архиепископ Хризостом и подобные ему иерархи, которые категорически заявляют о том, что Синаксис может быть созван лишь Константинопольским предстоятелем.

Источник: http://www.rusfront.ru/





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.