главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Восточный папизм и новый стиль как главные признаки мелетианской ереси


Прозирая в глубь грядущих веков своими духовными очами, святой Апостол Петр вещает: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пер. 2, 1-3).
Один из таких лжеучителей, вводивших пагубные ереси, - горячий панэллинист Китийсский, а затем Афинский митрополит, Константинопольский (1921-1923), а с 1926 г. и до смерти - Александрийский Патриарх Мелетий (Метаксакис 1871-1935). Согласно свидетельству, содержащемуся в документации «Великой масонской ложи» Греции, с 1909 г. Метаксакис был масоном Константинопольской ложи «ΑΡΜΟΝΙΑ» («Гармония»). В 30-х гг. он вступил в ложу «Александр Великий» в Александрии. Его нрав ярко характеризуется в следующем небольшом эпизоде из его биографии. Чтобы отвести от себя подозрение в принадлежности к антихристианским ложам, 25 июня 1934 г. Метаксакис издал указ, согласно которому все клирики, состоящие в масонских ложах, подлежали немедленному запрещению в священнослужении и наложению епитимии. А в своем письме к другому масону архиепископу Афинскому Хризостому (Пападополусу) он подвергает масонство резкой критике. Этими двумя обстоятельствами Метаксакису удалось дезориентировать не только клириков Александрийской Патриархии, но и современных наивных, простодушных и недалеких апологетов ереси экуменизма, в частности, А.В. Слесарева.

Сщмч. Игнатий Богоносец в Послании к Ефесянам пишет: «Не обольщайтесь, братья мои! Растлевающие домы Царствия Божиего не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает». 

Патр. Мелетий своим злым учением растлил веру Божию. Первым его лжеучением, введенным им 1922 г., стала ересь восточного папизма об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного «рассеяния» - не только отдельных лиц, но и всех православных приходов и епархий, находящихся вне границ государств, в которых существуют автокефальные Православные Церкви.

Подробнейшему разбору этой ереси посвящена основательная фундаментальная статья проф. С.В. Троицкого «О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на Диаспору», опубликованная в № 11 ЖМП за 1947 г. Интересующиеся этой проблемой, могут ознакомиться с ней самостоятельно. Мы же приведем заключение этой статьи: «Таким образом, правила Вселенских Соборов (II, 2; III, 8; IV, 28 и 17), на которые ссылаются защитники новоизмышленной теории об юрисдикции Константинопольской Церкви над всей православной диаспорой, на самом деле не дают для нее никакой опоры и корни этой теории нужно искать никак не в стремлении к восстановлению канонической нормы относительно юрисдикции над диаспорой, а нужно искать в той запрещенной канонами "надменности власти мирския”, которая так легко вкрадывается в правящие церковные круги, так много вредит делу церковной правды, любви и мира и так сильно мешает успехам Православия...». 

Второе лжеучение, с которым тесно связано имя Мелетия Метаксакиса, - это т.н. новоюлианский календарь. Справедливости ради необходимо отметить, что это ложное измышление изобрел не он, а сербский профессор-обновленец М. Миланкович. Однако Метаксакису принадлежит сомнительная «заслуга» введения этого календаря в жизнь Константинопольской, Александрийской и других автокефальных и автономных Церквей. Это введение произвело расколы на новостильников и старостильников, не уврачеванные до сегодняшнего дня. 

При этом новостильники духовно гибнут от анафем, наложенных на них пятью Поместными соборами 1583, 1587, 1593, 1756, 1848 годов, несколькими Синодами и целым рядом отдельных ревнителей Православия. Например, в 1756 году Вселенский Патриарх Кирилл V в Окружном Послании о новостильниках написал: «Иерей ли, мирянин ли, то да будет отлучен от Бога, проклят, и по смерти да не растлеется и пребудет в вечных муках... Да наследуют таковые проказу Гиезия и удавление Иуды, да будут на земле, как Каин, иже стеня и трясыйся, и гнев Божий да будет на главе их и участь их будет с предателем Иудою и с богоборцами иудеями... Ангел Божий да преследует их мечом во вся дни жизни их и да подлежат они всем проклятиям Патриархов и Соборов, под вечным отлучением и в муках огня вечного. Аминь. Да будет!».

Старостильники, прекратившие воносить имя своего предстоятеля-новостильника за Божественной литургией, духовно погибают в расколе, поскольку также утратили благодать Святого Духа, о чем ясно свидетельствует сщмч. Киприан Карфагенский: «Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви; не может достигнуть царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать».

Введя такое огромное количество православных людей в духовную погибель, Метаксакис уже в этой жизни начал предвкушать адские муки. Страдая перед смертью от тяжкой болезни, он кричал: «Я страдаю за то, что расколол Церковь!» Пусть услышат этот страшный, истошный вопль нынешние церковные модернисты, обновленцы и реформаторы, тайные масоны и паписты. Пусть услышат и убоятся неизбежного возмездия правосудия Божия, пока ожидающего их покаяния.

А всем верным Христос устами сщмч. Игнатия Богоносца вещает: «Господь для того принял миро на главу Свою, чтобы облагоухать Церковь нетлением. Не намащайтесь же зловонным учением князя века сего; да не уведет вас, как пленников, от надлежащей жизни».
Таким образом, о патр. Мелетии Метаксакисе можно говорить как об основоположнике мелетианской ереси, отличительными признаками которой являются восточный папизм и новый стиль. 

В заключение приведем золотые слова проф. С.В. Троицкого о восточном папизме, которые относятся к мелетианской ереси в целом: «Чем скорее просвещенное Духом Божиим сознание Вселенской Церкви осудит эту папистическую и антиканоническую ересь, тем лучше».

Иван Заваржин





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.