главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Антиэкуменический Катехизис: О еретическом общении с иноверцами


Начало здесь

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда – «О вере. Глава четвертая. Об экуменическом общении с иноверцами».


О ВЕРЕ. 
 Глава четвертая. ОБ ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ С ИНОВЕРЦАМИ

Вопрос: Правильно ли утверждают экуменисты, что ересью являются лишь те учения, которые были осуждены на семи Вселенских Соборах?
Ответ: Нет, это не так. Были ереси и после Вселенских Соборов, и осуждались они Соборами Поместными. По учению Церкви, ересь – это искажение Православного вероучения. 

Святитель Василий Великий в своем 1-м правиле пишет: 
   «Ибо древние… иное нарекли… ересию, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся… Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».

В толкованиях к этому правилу епископ Никодим (Милош) пишет:
   «Все отступники от Православной Церкви разделяются на 1) еретиков, 2) раскольников и 3) парасинагогов. Ясно и определенно различает святой Василий этих отступников, основываясь на постановлениях древних (τών παλαιών). Ереси (αίρέσεις, haereses) составляют те, которые совершенно отделились от Церкви и лишились самой веры (κατ αύτήν τήν πίστιν άπηλλοτριωμένους).

Ссылаясь на данное правило святого Василия, Зонара более подробно выразил это, говоря: 
   «Еретики суть все, мыслящие несогласно с Православною верою (παρά τήν όρθόδοξον πίστιν δοξάζοντας), хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались» (1).
   «Под именем еретиков разумеются те, которые приемлют наше таинство (μυστήριον), но в некоторых частях учения погрешают и не согласны с православными» (διαφερομένους τοϊς ορθόδοξοις), – говорит Зонара в толковании 14 правила IV Вселенского Собора (2). Вообще, по каноническому учению Православной Церкви, кто не православный, тот еретик: αίρετικός εστί πάς μή ορθόδοξος. (3) Таким образом, еретик – это тот, кто искажает Православную веру.

Вопрос: Верно ли учат экуменисты, утверждая, что католики не являются еретиками?
Ответ: Неверно. Католики исказили и продолжают искажать веру Христову. Святые Отцы однозначно оценивают католичество как ересь. 

Святитель Фотий Константинопольский († 891) писал: 
   «Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ веры, который всеми Соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святый Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице» (Духовная Беседа. СПб., 1866. С. 34)

Святитель Григорий Палама († ок. 1360): 
   «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святый исходит и от Сына» (Творения святителя Григория Паламы. Фессалоники, 1962. Т. 1. С. 26).

Святитель Марк Ефесский († 1457): 
   «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними... Латиняне – не только раскольники, но и еретики…»
   «Если они [латиняне] совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого – величайшая из всех опасностей, то ясно, что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков…»
   «Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и, любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую главу нашу – Христа».

«Никогда, – говорят они, – мы не считали латинян еретиками, но только схизматиками». – Но это-то они взяли от тех самих (т. е. латинян), ибо те, не имея в чем обвинить нас за наше догматическое учение (ή δόξα), называют нас схизматиками за то, что мы уклонились от покорности им, которую должны иметь, как тем думается. Но пусть будет рассмотрено: будет ли справедливым и нам оказать тем любезность и ничего не ставить им в вину относительно веры. – Причину для раскола они дали, открыто сделав прибавление – filioque, которое до того говорили в тайне; мы же отошли от них первые, лучше же сказать, отделили их и отсекли от общего Тела Церкви. Почему? – скажи мне. – Потому ли, что они имеют правую веру или православно сделали прибавление [в Символе]? – Но кто бы так стал говорить, разве уж весьма безумный. – Но потому мы отвергли их, что они имеют нелепое и нечестивое суждение и нежданно-негаданно сделали прибавление.

Итак, мы отвратились от них как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно? – Ведь благочестивые законы говорят так: «Является еретиком и подлежит законам против еретиков тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры» (Nomocanonis tit. XII, c. 2. Pitra, Juris ecclesiastici Græcorum, T. II. P. 600). Если же латиняне ничем не отклоняются от правой веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого – величайшая из всех опасностей, то ясно – что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков» (Первое послание против греко-латинян и постановлений Флорентийского собора. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y., 1963. P. 41).

Преподобный Феодосий Печерский († 1074): 
   «Множеством ересей своих они [латиняне] всю землю обезчестили... Нет жизни вечной в вере латинской» (Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Джорданвилль, 1983. С. 239).

Преподобный Максим Грек († 1556): 
   «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую...»(Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993. С. 7).

Преподобный Паисий (Величковский) († 1794) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания». И ниже: «латиняне – не суть христиане». (Сочинения о знамении Честнаго и Животворящаго Креста. Рк. БАН, 13. 1. 24. Гл. 11. Л. 39, 88 об.).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) († 1867): 
   «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и Таинства, а Божественную литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они прелагаются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает такоткрыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним» (О ереси и расколе // Православное чтение. М., 1992. № 5-6. С. 5).

Вопрос: Правильно ли учат экуменисты, что с последователями римской конфессии можно совместно молиться и даже в крайней нужде допускать их к Причастию в Православной Церкви, а также в крайних случаях причащаться у них?
Ответ: Нет, неправильно. Православная Церковь запрещает латинянам, как и всем прочим еретикам, приступать к Святой Чаше. Один из наиболее авторитетных православных канонистов, Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, в ответах Марку, Святейшему Патриарху Александрийскому, пишет: 
   «Пленные латиняне и иные, приходя в Кафолические наши церкви, просят Причастия Божественных Святынь. Мы желаем знать: допустимо ли это? На это Патриарх Александрийский Марк дает следующий ответ: Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает (Лк. 11, 23). Поскольку много лет тому назад знаменитый удел западной церкви, именно – римский, был отделен от общения с прочими четырьмя Святейшими Патриархами, отступив в обычаи и догматы, чуждые Кафолической Церкви и православным (по этой-то причине папа не был удостоен общего возношения имен Патриархов в Божественных священнодействиях), то не должно латинский род освящать чрез Божественные и Пречистые Дары, [подаваемые] из руки священнической, если сначала он [латинянин] не положит отступить от латинских догматов и обычаев, и будет оглашен (крещен) и причислен к православным» (Theodori Balsamonis Responsa ad interrogationes Marcin. 15 P. G. t. 138. Col. 968).

Вопрос: На каких Соборах была разоблачена и осуждена ересь латинян?
Ответ: На Поместных Соборах Константинопольской Церкви. В 867 году святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, собрал Поместный Собор и впервые осудил папские ереси. Еще один Поместный Собор был созван Патриархом Константинопольским Михаилом Керуларием в 1054 году. На этом Соборе латинская ересь была окончательно анафематствована. Впоследствии эти анафемы не раз подтверждались многими Поместными Соборами Православной Церкви.

Вопрос: Что можно сказать о тех, кто исповедует «единого Всевышнего» с мусульманами, иудеями, латинянами и прочими еретиками?
Ответ: Православные христиане непоколебимо веруют в Единого Бога – Пресвятую Троицу – Отца, Сына и Духа Святаго, памятуя о том, что прийти ко Отцу возможно только через Сына, о чем Сам Он свидетельствует во Святом Евангелии: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца... Я и Отец – одно... Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 15, 30, 38); никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6).

И Апостол Иоанн учит: Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет  и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца (1 Ин. 2, 22–23). А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4, 3).

Таким образом, исповедующие общего с еретиками и иноверцами «всевышнего» отвергают Бога Истинного, преступая главенствующую заповедь о богопочитании, отрицаются Духа Христова и водятся духом антихристовым, по упорству своему и нераскаянному сердцу, сами себе собирая гнев на день гнева (Рим. 2, 5). 


Примечания:
1. Толкование 6 правила II Всел. Собора в Алф. Синт., II, 182. 
2. Алф. Синт., II, 252. 
3. Номоканон в XIV тит., XII, 2 (Аф. Синт., I, 261). Алф. Синт. ΜВластаря, А, 2 (Аф. Синт. VI, 74).

Продолжение следует

Источник: Газета «Православный Крест» №16 (232) от 15 августа 2019 года






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.