главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Раскол на Украине и вопрос диптихов



Вторжение Константинопольского Патриархата на Малую Русь – каноническую территорию Русской Церкви – имеет один важный аспект, который мало освещается журналистами. Между тем он заслуживает более пристального внимания – это вопрос диптихов.

В свое время он был внесен в повестку провалившегося Критского собора 2016 года с тем, чтобы устранить разночтения в греческих и славянских диптихах. Так, например, в диптихе Московского Патриархата было записано в соответствии с рангом чести 15 автокефальных Православных Церквей. В Константинопольском диптихе – 14. Американскую Православную Церковь Фанар не признает. По поводу ранга чести Грузинской и Польской Церквей также имеются разночтения. В русском диптихе Грузинская Церковь, возникшая в V веке, стоит на 6-м месте, в стамбульском – на 9-м. У нас Польская стоит на 12-м месте, Албанская – на 13-м. У фанариотов наоборот – Албанская на 12-м, а Польская – на 13-м. До начала открытого противостояния между Фанаром и Чистым переулком на 1-м месте у нас поминался Константинопольский Патриарх.

В настоящее время разночтения между московским и стамбульским диптихами увеличились еще сильнее. Сейчас в обеих редакциях имеется по 14 автокефальных Православных Церквей. Русский диптих возглавляет Александрийский Патриарх, стамбульский – Константинопольский. Фанариоты по-прежнему не признают Американской Церкви. С 15 октября 2018 года Русская Церковь исключила из диптихов Варфоломея.

24 ноября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24», отвечая на вопрос ведущей телеканала Екатерины Грачевой о позиции глав автокефальных Православных Церквей, председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион заявил: «Все Предстоятели Церквей понимают, что происходит. Не каждый из них может или хочет открыто высказывать свою позицию, потому что у каждого есть ответственность перед своей Церковью, у каждого есть какие-то контакты и связи с Константинопольским Патриархом… Александрийский Патриарх не выступал с подобного рода открытыми заявлениями, но, конечно, он тоже озабочен сложившейся ситуацией. В разговоре с ним я прямо сказал: в нашем диптихе Вы сегодня занимаете первое место, потому что Константинопольского [Предстоятеля] мы вычеркнули».

Причем дело не только в том, что, вступив в каноническое общение с раскольниками и поддерживая их, Варфоломей творит раскол. В его действиях также имеются и предпосылки ереси. В интервью франкоязычному порталу Orthodoxie.com митрополит Иларион отметил: «Патриарх Варфоломей сейчас, выступая на разных площадках, говорит, будто согласия Поместных Православных Церквей вовсе не требуется на то, чтобы создать новые автокефальные церкви, на то, чтобы отменить анафемы, наложенные Синодом другой Поместной Церкви. Оказывается, он сам, единолично, может решать все эти вопросы! Получается, в Православии теперь появился папа? … Думаю, что это проявление ереси папизма, против которой на протяжении веков выступала Православная Церковь. Более того, как вы знаете, именно притязания на вселенское главенство стали причиной разрыва между Римом и Константинополем в 1054 году. К сожалению, сейчас история повторяется, и действия Патриарха Варфоломея уже рассекают на части тело Православной Церкви».

Включение в диптихи в древние времена было высокой честью. Исключение из диптиха, напротив, являлось суровым наказанием – показателем того, что исключенное из него лицо лишено общения с Церковью.
Таким образом, в наше время Варфоломей, подобно таким Константинопольским Патриархам, как Несторий, Сергий, Пирр и прочие еретики, оказался вне общения с Православной Церковью. Этот факт пока мало осознан, особенно в грекоязычном православным мире. Однако чем дальше будет идти время, тем он станет более очевидным для всех. Имеется большая вероятность того, что произойдет аналогичная редакция и в диптихах других автокефальных Православных Церквей.
 
Диптих (греч. δίπτυχος – сложенный вдвое, двустворчатый, состоящий из двух дощечек) – общепризнанный список Поместных Православных Церквей. В Древней Греции слово «диптих» обозначало книжечку из двух скрепленных дощечек из дерева или другого материала. На ее внутренней поверхности, покрытой воском, выцарапывались записи, а внешние стороны украшались рельефными изображениями. В раннехристианскую эпоху такие книжечки использовались для записи имен мучеников, основателей церквей, епископов, благотворителей. Постепенно диптихами стали называть не только книги для записи имен, но и сами помещенные в них списки. Просуществовавшие в такой форме около тысячи лет диптихи стали прообразом для церковных календарей, мартирологов, епископских списков, синодиков и помянников.

Место (порядковый номер) той или иной Церкви в современном диптихе (списке Поместных Церквей) принято именовать рангом чести. Это понятие лишено догматического значения, а обусловлено исторически. На формирование современного диптиха оказали влияние разные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. В соответствие с диптихом распределяются места при сослужении Предстоятелей Церквей, на Соборах и всеправославных форумах. Диптих также является основой межцерковного этикета. Поскольку в настоящее время среди Поместных Церквей нет единства в вопросе о порядке учреждения новых автокефальных и автономных Церквей, то диптихи, принятые в разных Церквах отличаются друг от друга.

Дмитрий Мельников

Источник: Дух христианина





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.